Рудольф Матевосян: Научился играть у Раузы Ислановой
13 декабря 2019
Рудольф Матевосян: Я родился в маленьком городке Кафан, в Армении, поэтому особого выбора, каким видом спорта заниматься, не было. В то время там были хорошо развиты шахматы, а чемпионаты по футболу, баскетболу и волейболу в основном проводились на республиканском уровне. Единственным видом спорта, позволявшим выезжать за границу, была легкая атлетика, которой я начал заниматься еще в школе.
Академия Александра Островского: Расскажите о своих достижениях…
Р.М.: Я быстро стал прогрессировать, очень хотел выехать за границу, посмотреть различные города, страны. Так что у меня были серьёзная мотивация. Начинал на дистанции 110 метров с барьерами, потом перешел на 400-метровку. Я очень быстро развивался, выиграл все соревнования в Армении. Позже стал рекордсменом Республики, побив достижение, продержавшееся более 25 лет. В 1979 году в Днепропетровске в беге на 400 м с барьерами я выиграл чемпионат Союза. И в 16 лет получил несколько выгодных предложений: из Москвы, Питера и Киева. Посоветовавшись с тренером, выбрал столицу.
ААО: В Олимпиаде довелось принять участие?
Р.М.: Нет, на Игры было очень сложно пробиться, туда могли отобраться лишь один-два лучших легкоатлета из всего Союза. Но в стране я стабильно входил в ТОП-6 сильнейших, на протяжении 10 лет был постоянным членом сборной СССР.
Р.М.: В 1985 году я получил серьезную травму, долго восстанавливался, а после возвращения тренеры почти год меня «держали». После этого в 1986-м я решил завершить карьеру и перешел на тренерскую деятельность. В том же году получил звание тренера Высшей категории и начал вести свою группу…
ААО: Как в вашей жизни появился большой теннис?
Р.М.: Мое знакомство с большим теннисом состоялось в 1983 году, еще до завершения карьеры. На сборах в Ташкенте мы, легкоатлеты, пересеклись со сборной СССР по теннису, готовящейся на динамовской базе. Старший тренер команды небезызвестная Ольга Морозова была подругой моего тренера Марины Григорьевны Масяковой. И теннисисты в воскресенье пригласили нас к себе в гости на чай. Муж Ольги Морозовой, мастер спорта по теннису Виктор Рубанов предложил мне сыграть с ним в теннис. Я долго сопротивлялся, говорил, что у меня ничего не получится, но он все же в итоге уговорил. Виктор начал гонять меня по корту, но я доставал все мячи, все-таки подготовка у меня была соответствующая.
Прошло три года, и как раз в 1986-м, когда я уже закончил карьеру и перешел на тренерскую работу, на меня вышел Виктор Рубанов. Их с Ольгой дочь Екатерина занималась теннисом, и он предложил мне ее потренировать. С того времени и началась моя деятельность тренера по ОФП/СФП в теннисе.
Чтобы лучше понимать теннис, я попросил Раузу Исланову преподать мне несколько уроков. В течение месяца я специально приезжал на час пораньше до занятий в группе, и мы с ней тренировались. После этого я полностью поменял подход к теннисным тренировкам.
ААО: Расскажите об опыте работы с Маратом.
Р.М.: Марат очень эмоциональный и своеобразный парень. Как-то я его спросил, почему он не захотел продолжать карьеру, он мне ответил: «А зачем, я уже всего достиг». Есть люди, которые доходят до определенного уровня, и всё, а дальше им уже не интересно.
ААО: Что роднит теннис и легкую атлетику, что общего в этих видах спорта?
Р.М.: 20 лет назад теннис был совсем другим. Если сейчас человек хочет выигрывать, то с одной техникой он далеко не уйдет. Сейчас на первом плане скоростная и силовая выносливость. «Физика» очень важна, в любом виде спорта, а в теннисе важна вдвойне, потому что теннис – очень травмоопасный вид спорта. Все эти скольжения, повороты, торможения, особенно на харде, зачастую ведут к серьезным травмам. Колени «вылетают», часто травмируются плечи, запястья, локти. Даже Роджер Федерер, у которого на протяжении всей его карьеры практически не было серьезных травм, говорит, если бы не занятия по ОФП, давно бы «сломался» и закончил с теннисом.
ААО: Федерер, на Ваш взгляд, идеал теннисиста?
Р.М.: В каждом поколении свой идеал, потому что теннис стремительно меняется. В данный момент это, конечно, Роджер.
ААО: Какими первостепенными качествами должен обладать тренер по ОФП/СФП?
Р.М.: Любой тренер в любом виде спорта, в особенности в индивидуальных, таких как теннис, должен хорошо понимать психологию спортсмена. Одному, образно говоря, нужен кнут, другому – пряник. Это жизнь, все воспринимают по-разному.
Р.М.: Да. Перед Новым годом в «Пироговском» участвовал в любительском турнире в формате «Профессионал+любитель». Там я часто играю, поддерживаю форму.
ААО: Как и когда поступило предложение стать тренером Академии Александра Островского в Химках?
Р.М.: Год назад мы познакомились с Марией Ковалёвой. Я как раз искал работу поближе к дому, а в Академии в тот момент была открыта вакансия тренера по ОФП/СФП. Все сошлось как нельзя лучше.
ААО: До нашей Академии, где Вы работали?
Р.М.: Начинал я на «Спартаке», на Ширяевке, потом работал в клубе «Валери» на Живописной. Там я готовил Анну Чакветадзе и Анастасию Пивоварову. Ровно год я их тренировал, потом ушел в Лужники.
ААО: Как Вы проводите свободное время?
Р.М.: Раньше любил путешествовать по старинным городам, «Золотому Кольцу». Сейчас свободного времени очень мало. Летом стараюсь на месяц куда-нибудь уехать отдохнуть.
ААО: Были ли у Вас в жизни какие-нибудь интересные курьезные случаи? Расскажите о них…
Р.Ф.: В начале 2000-х я только прилетел из Швейцарии, а на следующий день с коллегами необходимо было ехать в Турцию на тренерский семинар. Из-за смены часового пояса произошла неразбериха, вследствие чего опоздали на поезд, отправлявшийся в Киев. Приехали на Киевский вокзал, а нам сказали, что наш поезд только что ушел. Пришлось догонять его на самолете. В итоге встретили наш поезд уже в столице Украины.
ЧИТАТЬ ВСЕ НОВОСТИ ПО ТЕМЕ: