Главная | Новости | Оксана Кузьмина. Как взрастить будущего чемпиона…

Оксана Кузьмина. Как взрастить будущего чемпиона…

2 января 2019
Один из ведущих тренеров Академии Александра Островского в Химках Оксана Владимировна Кузьмина в эксклюзивном интервью пресс-службе Академии рассказала, какими качествами, в ее понимании, должен обладать «идеальный тренер».
PC221060 (1).JPG
Настя Потапова (вторая справа) уже с ранних лет играла в группе со старшими ребятами

Также она поведала о своих методах воспитания и взращивания теннисных талантов.

Именно Оксана Владимировна была первым наставником Примы Академии Анастасии Потаповой, побеждающей сейчас практически во всех турнирах, в которых принимает участие. И именно она в свое время разглядела в Насте огромный теннисный потенциал, ту жилку, которая выделяла и сейчас выделяет ее на фоне не только сверстниц, но и девочек старшего возраста. Так что вклад Оксаны Кузьминой в становление Потаповой как перспективного юниора мирового уровня – неоспорим, хотя она и занималась с Анастасией не так долго.

Академия Александра Островского: Оксана Владимировна, Вы – первый тренер Примы Нашей Академии Анастасии Потаповой, в каком возрасте она к Вам пришла заниматься?
Оксана Кузьмина: Настю привела ко мне в группу в Саратове бабушка, когда девочке было всего 4,5 года. Поначалу я не хотела ее брать, так как она была слишком маленькой, но бабушка все же настояла и убедила проверить Настю. Я проверяла ее в группе детей на 2-3 года старше нее, но этого совсем не было заметно, так как физически и морально она была готова к началу занятий теннисом: Ольга Борисовна (бабушка Насти) подготовила ее очень хорошо. Урок она прошла «на отлично». Это как раз тот вариант, когда на ребенка можно накладывать теннис. Поскольку в СДЮШОР я не могла ее оформить официально, я взяла ее, как говорят у нас, «за списком». Все время она тренировалась в группе и один раз в неделю занималась в небольшой группе, где было 3-4 человека. Там мы занимались тактикой.

ААО: В ней Вы сразу смогли разглядеть задатки хорошего игрока, чувствовали, что со временем она может выпасти в одного из лидеров юниорского тенниса России?
О.К.: За 15 лет моей тренерской работы такой ребенок, как Настя, мне попался всего один раз. Она двигательно одарена, и плюс вовремя развивались все качества. У нее хорошо развит визуальный канал. С одной стороны она все быстро схватывала и учила, а с другой - если что в себя вберет, что ей понравится – тяжело было избавиться. У нее развита волевая сфера. С ней легко работать. Мне достаточно было показать определенное движение, и она уже его делала. Через 1,5 года совместной работы она уже знала все основные удары и умела их выполнять (драйв-воллей, укороченный удар, свечи, подача). Сначала она отыграла турнир среди моих групп, а затем в сентябре выступила в турнире, посвященному «Дню города» среди учащихся СДЮШОР, и была там самая младшая. Там она выиграла свою первую официальную встречу.
Про лидеров юниорского тенниса в России я не думала, а думала о том, как привить ей любовь к теннису. Как раскрыть для нее этот теннис, с какой стороны, чтобы он ей был по душе. Думаю, с этой задачей я справилась, так как знаю, что Ольга Борисовна звала Настю перейти в волейбол или баскетбол, но Настя наотрез отказывалась. Но есть и другая сторона медали – накопившаяся усталость, от которой тяжелеют ноги, голова пустеет, и теннис становится врагом. Да минует нас сия чаша…

PC221059.JPG
Настя Потапова (крайняя слева в нижнем ряду) делает первые шаги в группе Оксаны Владимировны Кузьминой в Саратове
ААО: Сейчас Вы следите за ее игрой, за ее результатами. На ваш взгляд, ее нынешний теннис близок к безупречному, или же ей где-то необходимо добавить?
О.К.: Настю я вижу только на тренировках, когда пересекаемся в Академии. Матчей я ее не вижу, только по рассказам Ирины Дорониной или Ольги Борисовны. Последний раз видела ее игру в январе 2013 года на турнире ТЕ… Играет она агрессивно! С настроем! Она девочка трудолюбивая и всегда тянет матчи до конца. На мой взгляд, безупречный теннис это «неживой» теннис. А хочется увидеть харизматичного игрока, к коим Настя и относится. Хочется, чтобы у нее было что-то свое. Насчет добавить - это да! Нужно еще много работать, что они и делают с Ириной Дорониной. Предела совершенству нет… Всегда хочется видеть Мастера с большой буквы.

ААО: Как Вы думаете, важно, чтобы игрока на протяжении всего его пути становления вел один тренер, или же лучше, когда тренера меняются?
О.К.: Я думаю к игроку надо подходить индивидуально. Одному легко менять тренеров и их это заводит, обогащает их опыт. Другим более подходят долгосрочные отношения. Мне нравится альянс «Собкин-Южный».

IMG_2198.JPG
Нынешнее поколение учеников Оксаны Владимировны Кузьминой уже в Академии Александра Островского в Химках
ААО: Вы опытный специалист, и, наверное, воспитали ни один десяток талантливых теннисистов, скажите, из Ваших воспитанников есть те, кто смог себя проявить во взрослом теннисе?
О.К.: Тренировать я начала в 35 лет. Началось с того, что в военном гарнизоне организовала секцию тенниса. Там же начала заниматься и моя дочь Ольга. Сейчас ей 22 года. Она КМС, финалист командного Чемпионата России (год). Закончила РГУФКСиТ. Пошла по моим стопам. Сейчас тренирует маленьких детей.
Талантливые теннисисты были, конечно, но нужно очень много разных обстоятельств, чтобы эти игроки заиграли. Это и талант, и тренеры-единомышленники, и родители, которые могут всем пожертвовать ради ребенка, и их материальная обеспеченность. Немаловажно также и окружение, и качества характера, такие как упорство и настойчивость в достижении цели, сильное желание играть и силы. Которые должны быть, чтобы дойти до конца и, наконец, - УДАЧА. Она обязательно должна улыбнуться.

DSC_0061.JPG

ААО: Тренер в теннисе должен быть жестким со своим подопечным, мягким, или же здесь важно сочетать кнут и пряник?
О.К.: Тот же самый вопрос я задавала педагогам на кафедре физического воспитания в педагогическом институте им. Федина. Но не получила однозначного ответа и по сей день. Сколько людей – столько и мнений, все исходят из своего опыта. Сочетать кнут и пряник легко, а вот найти взаимопонимание, любить, быть добрым и в то же время строгим, чтобы не перегнуть палку - это действительно очень трудно. Иногда хочется дать больше, а ребенок не берет, не хочет, не готов, в конце концов, ему это не нужно. Очень часто внутри идет борьба. Приходится с этим мириться, учиться принимать это.

ААО: У Вас есть определенная модель работы с учениками, или же каждому отдельному юниору необходим свой тренерский подход?
О.К.: Конечно, за время работы тренером появились свои наработки. Для того чтобы рассмотреть этот вопрос, надо иметь поставленную задачу. В зависимости от нее и будет определяться модель работы с учениками. И, конечно, к каждому необходим индивидуальный подход. Ведь дети, как цветы: одного больше полить надо, чтобы не зачах, другого подсушить, чтобы не загнил, третьего надо на свежий воздух, а четвертого маленько без кислорода подержать.

DSC_0054.JPG
"Конечно, к каждому ученику необходим индивидуальный подход..."
ААО: Когда и как Вы пришли работать в Академию Александра Островского в Химках?
О.К.: В Академию я попала случайно, хотя и говорят, что случайностей не бывает. Мария Владимировна (старший тренер Академии, мы давно знаем друг друга) позвонила мне и предложила  попробовать поработать в новом коллективе. Я приехала в Химки, мне здесь понравилось все (корты, тренеры,  планы на развитие, атмосфера). Но сначала мы устроили летний командный турнир между СДЮШОР г. Саратов и тогда еще МАТ г. Химки среди детей 2003-2004 года. Дети Марии Владимировне понравились, и я приняла ее предложение. Я ни разу не пожалела об этом.
Сюда приезжают и мои саратовские ученики на турниры или каникулы потренироваться. Всем очень нравится. У нас в Академии очень хороший  тренерский коллектив. Присоединяйтесь к нашей команде!
 
ААО: Идеальный тренер должен быть, в первую очередь, хорошим психологом, стратегом (тактиком) или просто иметь богатый опыт выступления в своем виде спорта. Или, может, сочетать в себе все эти качества?
О.К.: Хороший тренер должен много чего в себе сочетать. Прежде он должен знать самого себя. Для того чтобы что-то дать другому - нужно это иметь у самого себя. И нужно чтобы этот другой, захотел у тебя это взять. На мой взгляд, эти два условия должны соблюдаться. А если у тебя этого нет, а  тебе это надо отдать, нужно этому учиться в любом возрасте.

IMG_2097.JPG
"Дети, как цветы: одного больше полить надо, чтобы не зачах, другого подсушить, чтобы не загнил, третьего надо на свежий воздух, а четвертого маленько без кислорода подержать..."
Иногда, бывает, человек многое умеет, много знает, казалось, отдай, а он не хочет, чего-то ждет, чего-то высчитывает. Но существует закон: чем больше отдаешь, тем больше получаешь (добра, благодарности, материальные ценности). И я благодарна Богу за то, что у меня был такой, хоть и небольшой опыт с Настей, который мне пригодиться в моей профессиональной деятельности. Я желаю Насте больших побед, не потерять себя среди изобилия внимания, стать Мастером с большой буквы и, конечно, УДАЧИ, и чтобы она непременно улыбнулась ей!

Вот такие потрясающие специалисты, настоящие знатоки своего дела работают в Академии Александра Островского в Химках. Приводите своего ребенка в Нашу Академию, и, кто знает, может быть совсем скоро на теннисном небосклоне засияет еще одна звёздочка!!!

Фото: из личного архива О.В. Кузьминой, www.schooltennis.ru

ЧИТАТЬ ВСЕ НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

«Рождественский кубок-2018». Show must go on…
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ