Теннис должен стать для тебя всем,
если ты собираешься подняться
                        на самый его верх.
                                   Ты должна жить им.

Моника Селеш
Теннисный мяч не знает, сколько мне лет.
Он не знает, мужчина я или женщина, из коммунистической страны или нет.
Спорт всегда разбивает эти барьеры.

Мартина Навратилова
«Главное в теннисе — всегда

                         желать играть в теннис»


Ольга Морозова
Момент победы слишком короток,

                         чтобы жить только для него.


Мартина Навратилова
+7 (4872) 52-55-32

Ученик Месяца Академии

узнать больше...

Вакансии Академии

узнать больше...

Видео на Youtube канале Академии

узнать больше...
Блог спортивного психолога. Трудности подросткового периода. Часть 2
Блог спортивного психолога. Трудности подросткового периода. Часть 2
Автор:
Мариам Шебунина. Теннисистка, кандидат в мастера спорта.
В 2007 закончила МГУ им. М.В. Ломонсова, факультет Психологии.
Работала в общеобразовательной школе и детских садах по программе «Монтессори».
С 2010 года индивидуально работает со спортсменами разных направлений.
С 2013 г. - спортивный психолог Академии Александра Островского в Химках.

Продолжая обсуждение крайне непростой спортивной среды, в которой живет ребёнок-спортсмен, хотелось бы отдельно выделить актуальную тему тревожности и страха. Усиление эмоциональной чувствительности, трансформация самооценки развивающейся личности и, в общем, самоощущение в социуме являются мощным фактором активации страхов.

Страх - это эмоциональное переживание, которое испытывает индивид во время опасности или при его ожидании. А тревожность можно охарактеризовать как переживание беспомощности и неопределённости, перед надвигающейся опасностью, которая еще не случилась. То есть, при крайней эмоциональной чувствительности (в переходный период) ребенок не всегда может предсказать позитивный исход матча или успешность тренировки (некоторые дети боятся тренировочного процесса, так как они также не могут гарантировать успешность выполнения всех предложенных тренером заданий) и уже до начала игры/тренировки начинают тревожиться о результате.

Выходя на корт юный спортсмен уже ощущает присутствие страха внутри себя. Соответственно, мысли не о том, какую тактику применять в данном матче или какой элемент он должен отработать в данном поединке, а о том, как отреагируют окружающие на негативный исход матча, что скажут родители, тренер. Также психику подростка перегружают мысли о рейтинге противника, о том, что значимые взрослые его часто сравнивают с более успешными юниорами. Одним словом, при развитии личности, когда структура самосознания становится сложной, именно в этот момент активно зарождаются сомнения, тревоги и страхи. Причем данные негативные переживания уже не те, что были в детском периоде, когда вы могли привести в чувство ваше чадо одним грозным взглядом или высоким тоном, преходящим на крик.

В подростковом периоде речь идет о более серьезных структурах, имеется в виду паника самого спортсмена, который искренне не знает, что с ним происходит, стыд и разочарование в себе, ужас от одной мысли, что ему страшно. От родителей можно часто услышать фразы, сказанные перед игрой: «Не бойся бить, рисковать, играй в свой лучший теннис, не бойся ошибиться» и так далее.

А ребенок стоит с ужасом в глазах, с уже практически начинающейся панической атакой и при этом кивает головой в знак согласия. Парадокс заключается в том, что он вас не понимает и не слышит, у него еще нет собственного жизненного опыта, чтобы справляться с собой в крайне экстремальных условиях, плюс еще справиться с тем, что родные близкие люди разочарованы, рассержены и просто не понимают, как так можно себя вести: психовать, плакать и сдаваться, когда еще матч не закончен.

Жизнь и теннис в частности – это тренировка воли, целеустремленности, выдержки, помехоустойчивости и, конечно же, способности выходить за рамки своих возможностей, но родителям необходимо выдерживать свою роль – роль защиты, принятия и поддержи в любых, даже в самых провальных ситуациях!

Если коротко, справиться с тревогой, страхом, с низкой самооценкой, с постоянным недовольством собой, с плохими результатами подростку поможет лишь твердая почва под ногами в виде семьи. Это не значит, что нужно быть мягкими и никогда не ругать ребенка. Наоборот, ребенка нужно воспитывать строго, но адекватно.

На теннисном корте главную роль нужно отдать Тренеру, который должен вести игрока, ругать его за технические недочёты, выстраивать стратегию матча и требовать беспрекословного выполнения заданий и, что самое главное, разбирать ошибки после проигранных или выигранных матчей. А родителям необходимо оставаться родителями, которые выслушают, поймут и сориентируют маленькую личность на кропотливый труд и терпение.

Также крайне важно в данный период суметь выстроить диалог с самим подростком и помочь ему озвучить переживания, которые в нем бушуют. Дать ему понять, что тревожатся, боятся и сомневаются - ВСЕ! Вся первая мировая десятка (как мужская, так и женская): лучшие теннисисты планеты испытывают те же человеческие чувства, как и он сам. Разница лишь в том, что они научились именно принимать эти чувства и играть в свою игру несмотря на колоссальное напряжение и бурю внутри.

Продолжение следует…


Назад в раздел